С Рождеством Христовым!
07.01.2024
Пишут ученики Воскресной школы!
12.02.2024

С Крещением Господним!

В преддверии праздника Крещения Господня вновь, из года в год, возникает вопрос у прихожан нашего храма, какую воду считать Великой агиасмой, освященную в сочельник или на самый праздник Крещения?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно немного углубиться в историю происхождения чина великого освящения воды на праздник Богоявления.

Особое отношение к Богоявленской воде — древняя христианская традиция. Впервые о ней упоминает святитель Епифаний Кипрский в своем сочинении «Против ересей», или «Панарион», написанном в 70-е гг. IV в.:

Эта традиция почитания воды, набранной в день Богоявления, была известна не только в Египте, где впервые начали отмечать этот праздник, но и в других областях христианского мира. Примерно на десятилетие позже святителя Епифания эту же традицию описывает и святитель Иоанн Златоуст.

Свойство Богоявленской воды не портиться долгое время, может, и не так поражает воображение, как описанное святителем Епифанием чудо превращения вод некоторых источников в вино. Но именно это качество отличает Богоявленскую воду уже много веков. Его признавала даже атеистическая пропаганда советских времен, пытаясь дать ему «научное» объяснение: святая вода якобы не портится из-за ионов серебра, поскольку ее освящают и затем хранят в серебряных сосудах (хотя это в подавляющем большинстве случаев не так).

В современной практике великое освящение воды совершается дважды: в навечерие (сочельник) и в самый праздник Крещения Господня. Но так было не всегда.

В древности во времена господства Студийского устава в Русской церкви вообще отсутствовал обычай второго освящения воды на утро Богоявления. Некоторые исследователи связывают появление второго освящения воды с распространением Иерусалимского богослужебного устава. Однако такая точка зрения не представляется вполне обоснованной, поскольку в древних редакциях Иерусалимского устава также отсутствует второе освящение воды. Обычай освящать воду дважды вводил в недоумение не только современных исследователей, но и древнерусских литургистов.

 В «Церковном оке» (старая русская редакция современного Типикона) сказано, что следует «единожды, токмо с вечера освящати воду», однако далее там же говорится, что писатель этой книги не знает, откуда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых христиан, знающих это, “да просветят и нас”, то есть тех, кто писал это рассуждение.

Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 19 (6) января, но только писавший это замечание не знал причины, почему это надо совершать.

Причину же такого обычая мы находим в объяснении преподобного Максима Грека, который так говорит об этом:

При патриархе греческом Фотии у бывших язычников, принявших христианство, существовал такой обычай: каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костёр и перепрыгивали его. Некоторые новообращенные в христианство еще придерживались языческих суеверий и думали, что это перескакивание очищает человека, дает ему здоровье на месяц.

Чтобы уничтожить такой языческий обычай, Фотий сделал распоряжение каждого первого числа месяца совершать освящение воды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило христиан новообращенных от их языческого обычая.

Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце вместо первого числа совершать освящение воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенного по уставу освящения  воды накануне Богоявления, т.е. 18 (5) января.

Таким образом, был установлен обычай совершать освящение воды первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение совершалось 19 (6) числа, и 15 (2) февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сретения Господня.

Благочестивый обычай второго освящения воды в праздник Богоявления появился, в частности, в Русской Церкви  прибл. в XII в.

К сожалению, этот обычай  освящения воды в праздник иногда приводил в недоумение малограмотных христиан. Так, например, преподобный Максим Грек указывал на то, что некоторые невежественные люди считали, что водоосвящение совершается дважды потому, что Христос был дважды крещен. Однако это суеверие не имело большого распространения на Руси.

С момента церковного раскола 17 в. в вопросе об освящении Богоявленской воды началась настоящая путаница. Патриарх Никон, пристрастно изучая древние студийские уставы, в 1656 г. запретил водоосвящение в самый день праздника. Собор 1666-1667 годов постановил возобновить двукратное освящение воды (5 и 6 января). В новом, обязательном для общецерковного употребления Типиконе 1682 года было вновь запрещено двукратное освящение воды.

Издатели Типикона 1695 года на этот раз опять «разрешили» совершение второго освящения. Но и на этом водосвятная «чехарда» не закончилась.

В синодальном типиконе 1749 года статья о двухкратном освящении воды была вычеркнута. В Типиконе 1791 появилась снова. В 1794 поступил новый указ – не печатать такую статью. Нет указания на двукратное освящение воды и в Типиконе 1814. Эта статья в богослужебном уставе  появляется опять лишь в 1838 году.

Водосвятная неразбериха конца XVII – начала XIX века не только не внесла ясности в учение Церкви по этому вопросу, но лишь усилила брожение мнений и умов.

Правда, академические авторы высказывают мнения значительно более близкие к древнерусским. Так, в многотомном издании советского периода «Настольной книге священнослужителя» повторяется мнение, высказанное Максимом Греком и другими древними отцами:

Есть мнение, что собственно богоявленским некогда было водоосвящение под праздник, а в самый праздник происходило освящение воды по чину малого освящения, которое в древности совершалось в начале каждого месяца (ныне осталось только водоосвящение 1 августа)

Сегодня, очень небольшая часть людей, продолжает хранить память о древней традиции и считает Великой агиасмой воду, освященную в навечерие Богоявления.

Другая часть выработала учение «о трех водах», которое, к сожалению, не может считаться православным. Данное учение говорит, что существует три типа святой воды: Великая агиасма,  Крещенская вода  и вода, освящаемая на престольные праздники и т.п.

Потому в сочельник вода великая, а на сам праздник – малая. Это, по-видимому, – древний местный русский обычай, не бывший известным в других поместных церквах (которые и не различали степень святости воды в сочельник и на сам праздник Богоявления).

Чтобы как то разделить воду (отсюда, кстати, и идет обычай различения воды) на Руси выработали свой порядок водоосвящения. Лишь не так давно стали доступны Требники 16 в. из собрания Троице — Сергиевой лавры, где мы можем проследить, как совершалось освящение, какие молитвы читали накануне, а какие в сам праздник, т.е. в чем заключалось различие.

Сегодня, мы не знаем таких древнерусских нюансов и совершаем водосвятие по одному чинопоследованию. А посему, вода, освященная на сам праздник, так же является Великой агиасмой, со всеми вытекающими последствиями ее хранения и употребления.