10.03.19 Прощеное воскресенье и Чин прощения
09.03.2019
11.03.19 Великий канон святого Андрея Критского
11.03.2019

11.03.19 Начало Великого Поста

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляем всех вас с наступлением спасительного времени Великого поста, предназначенного для проверки своей жизни и работы над своим внутренним человеком. Святая Церковь ныне нас призывает к тому, чтобы очиститься сугубой молитвой и постом, просветиться чтением душеполезных книг и приблизиться к нашему Богу и Творцу, нашему Небесному Отцу и Лучшему Другу, Который приглашает нас в Свое Царство, Царство Любви, Мира, Милости и Света.

Великий пост — важнейший и самый древний из многодневных постов; это время подготовки к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению (28 апреля).

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу.

Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50:19). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений и даже от насущных дел, а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. Пост это время служения Богу молитвой и покаянием.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти, тогдапросветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души.

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»).

«Многие христиане считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например, знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25:31–46).

Смысл поста в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель.

У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен.

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.