Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Мы вступаем в последнюю седмицу Святой Четыредесятницы, открывающей нам путь к Страстной седмице.
Сегодняшнее воскресенье посвящено памяти преподобной Марии Египетской. В прошлую среду у нас было «Мариино стояние» — когда целиком читался Великий покаянный канон святого Андрея Критского. С самого начала Церковь дала им настрой нашему посту. В нем — покаяние, которое принесла Мария Египетская и все святые в борьбе с грехом. То покаяние, через которое должен пройти каждый христианин, чтобы достигнуть спасения. И мы помним из жития, которое читалось во время богослужения, из каких бездн греховных Господь возвел эту женщину. В каком грехе блуда она пребывала долгое время! И нечаянно, как бы не ища Бога, обрела Его. Потому что Сердцеведец Господь ищет покаяния всех и знает глубины каждой человеческой души, даже пребывающей в самом тяжелом грехе.
В юном возрасте она отправилась во Святую землю — не для поклонения святыням, а для увеселения греховного. Тем не менее, она решила пойти на праздник Креста Господня в Иерусалимский Храм Воскресения. Но всякий раз, когда она пыталась войти в храм со всеми, какая-то сила выталкивала ее из толпы у самого входа. Заступничеством Божией Матери ей внезапно открылся весь ужас ее падения. Она увидела, как страшен грех, что она отвергнута от лица Божия, что она не может, не имеет права даже войти в храм Господень. Она не смеет поклониться Кресту Христову.
И вот ее молитва с плачем перед образом Божией Матери, — вспомним наш сегодняшний праздник, Похвалу Пресвятой Богородицы: «Какую похвалу я принесу своей нечистой жизнью Тебе, Пречистая Дева — Той, через Которую Бог пришел в мир. Но я слышала, — говорит она, — что Он пришел, чтобы привести всех погибающих к покаянию. Будь моей Поручительницей, да сподоблюсь и я поклониться Кресту Господню, чтобы жизнь моя Твоим заступничеством стала иной».
Она вошла в храм и поклонилась Кресту. Прикоснулась той жизни, которую Господь Крестной смертью Своей принес для каждого человека. Она испытала радость и покой, и исполнилась решимости понести любой труд, любые скорби, чтобы не осквернить уже никогда ничем эту благодать. И Божия Матерь сказала ей: «За Иорданом обретешь ты покой». И действительно, с этого момента стала ее Поручительницей. Так строится наша христианская жизнь. Начало ее бывает радостным, когда Господь призывает нас, открывая тайну вечности. И конец, если мы пройдем путем, на который ставит нас Господь, исполнен еще большей радости. А между началом и концом — середина. Великая борьба с нашими грехами, где мы терпим поражение за поражением, все более сознавая свою поврежденность и все крепче держась за Господа. Нам хочется, узнав благодать, сразу достигнуть всего. Коснувшись любви Христовой, всегда пребывать в этой любви. Но мы должны засвидетельствовать своей жизнью, что Христос для нас действительно дороже всего на свете и что мы не пожалеем никаких трудов, не испугаемся никаких испытаний, только чтобы Он был с нами. И Божия Матерь не оставляет никогда тех, кто хочет сохранить верность Ее Божественному Сыну.
Но эта верность дорого стоит. В течение первых семнадцати лет, как рассказывает житие преподобной Марии, она боролась со своими прежними страстями и похотями как с лютыми зверями. Порой, когда греховные воспоминания терзали ее, она испытывала буквально муки ада.
Когда прежняя похоть нечистым геенским огнем воспламеняла ее тело, она падала на землю, со слезами умоляя Господа о избавлении. И она верила, что рядом с ней — Пречистая Божия Матерь, Которая благословила ее на этот подвиг. День и ночь в раскаленной или ледяной пустыне лежала она и молилась, чтобы было ей даровано спасение — то, которое она уже однажды вкусила. И пока благодать Божия снова не касалась ее сердца, она не отступала от молитвы.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что каждый из нас должен узнать грех, который более всего ему угрожает, и вооружиться против него. Если мы не одолеем свою главную страсть, все остальные наши победы над другими грехами ничего не будут значить. И каждый должен знать свою господствующую страсть, свой любимый грех. Как часто мы на исповеди все, что угодно называем, только не то, где мы постоянно даем место дьяволу, где он хочет укрыться в безопасности.
И еще. Мы должны понять свое время, как говорит святой Игнатий Брянчанинов, — время, в котором мы живем. Узнать, что господствующая страсть нашего времени — именно та, которой страдала преподобная Мария Египетская до ее призвания Господом, и с которой она вела отчаянную борьбу в пустыне. То растление, которое насаждается сегодня всюду, та идеология Содома, о которой Христос говорит, как о главной опасности для всего рода человеческого последних времен. Первый признак близящейся кончины мира — создание повсеместно атмосферы, среди которой праведный Лот ежедневно мучился в душе своей.
Это страстью уже даже не назовешь, это и грехом как-то не поворачивается язык назвать, то, что происходит сейчас. И зло — слово, как будто стертое для нашего восприятия. Бесстыдство — тоже слабое определение того, что делают с нашими детьми, с нашей молодежью. То, что обозначают слова, раскрывается в полноте, и потому слова уже как бы теряют смысл. Сатанизм, говорим мы, людоедство. И страшнее людоедства. Полное уничтожение всего человека — не только души, но и тела.
Мы должны увидеть и понять, как страшно это время, воистину по всем признакам, Самим Господом указанным, призывающее нас к самому глубокому покаянию. К самой твердой решимости противостать этому растлению. Если нам по милости Божией дана благодать Христова, если мы вкусили и увидели, как благ Господь, мы ответственны перед Богом не только за свою жизнь — за то, что совершается в мире. Что такое человеческое тело? «Разве вы не знаете, что тела ваши — храмы Духа Святаго?» — говорит нам Церковь. Разве вы не вкусили благодати Его, и не узнали, что каждый человек для этого создан Богом? И мы призваны быть, пусть очень маленькими, но тоже светильниками. Пусть не такими яркими, как преподобная Мария. Но каждый христианин в этой тьме, которая объяла нас сегодня, должен стоять за чистоту личной жизни, за спасение наших детей от диавола, зияющего живьем всех поглотить.
Дай Господь нам, завершая Великий Пост, восходя к Страстной седмице от Торжества Православия, от Фаворского света, от Креста, которому нам уже было дано поклониться, от образа деятельного приобщения к благодати великих святых увидеть и свою собственную жизнь. Прошли ли мы через покаяние вместе со всею Церковью? Что мы восприняли из того, что нам было дано, чему научились в нашей борьбе с грехом? Образ преподобной Марии Египетской — блудницы, из самых бездн греха достигшей высот благодати Божией, — да укрепит всех нас в твердом следовании заповедям Христовым, в надежде на то, что все может совершить Господь.
Если мы были утешены в наших трудах и скорбях в эти дни хоть каплей благодатного света, пусть она будет для нас путеводной звездой в сражении за чистоту сердца, без которой никто не может узреть распятого и воскресшего Христа. А если мы еще не начали по-настоящему покаяния, то святая Церковь говорит нам, что еще не поздно его начать. Ибо еще раз, правда, самый последний раз, этим Великим Постом, вместе со всеми мы сегодня воззовем: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Аминь.
≈ протоиерей Александр Шаргунов