«На земле родися Отроча младо, Превечный Бог», в убогом вертепе. Но Ему было присуще место в храме, ибо Ему был построен храм. И Он принесен был в храм святый, но Он явился туда не для принятия поклонения, но «послужити многим в зраке раба», смиренном убожестве, закрывая сияние Своего Божества.
Он прибыл туда как сын подзаконной, послушный закону, Им самим данному Моисею, Собою являя образ послушания, ибо не нарушить закон Он пришел, но исполнить. Мать Его пришла посвятить Богу первородного Сына и принести жертву искупительную и очистительную.
В рождении Младенца Она не знала греха, но как Он, безгрешный, пришел принять от Иоанна крещение покаяния, так и Она, в непорочном рождестве Своем, пришла принести жертвы за грех, имея на руках Того, Кто был воистину Жертвой за грехи всего мира. Не для славы, но для жертвоприношения приносится Господь в дом Свой.
И завеса уничижения Господа была столь густа и непроницаема, что храм не узнал и не принял Своего Господа – Младенца с Материю Своей, затерявшихся среди толпы. Первосвященник не вышел навстречу грядущему во имя Господне. «В мире бе, и мир его не позна».
Однако, сретение, встреча Господа должна была совершиться в храме. Ему должна была поклониться вся ветхозаветная Церковь, которая вся только и жила чаянием грядущих благ. Его должно было узнать ветхозаветное человечество, которое в лице своих пророков, патриархов, исповедников, тысячелетиями всматривалось в тьму веков грядущих, чая света и откровения языков.
И это поклонение, эта встреча совершились. Среди избранного народа Божия была уготована блаженная старость для встречи Господа. Целая жизнь подвига, молитвы и веры была посвящена этому ожиданию Утехи Израилевой. Для сего был избран не носитель священства, ибо священство не могло совершить эту встречу, не упразднившись при Архиерее по чину Мелхисидекову. К сретению Господа избран был старец пророчественного служения, особым осенением Святаго Духа, который и привел Его в храм, в день и час урочный. И он, встретив Богочеловека, взял Его на руки, благословил и изрек: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Его трогательная песнь явилась боговдохновенным исповеданием веры в Спасителя, впервые прозвучавшим на земле, так что, сказано Евангелистом: «Иосиф и Матерь Его дивились сказанному о Нем». И Ей, Матери, рек Симеон с благословением пророческое слово.
Но какая же встреча, какое приветствие приличествовало Матери Царя Царей, Которая, еще Богоотроковицей появившись в этом храме, встречена была первосвященником и введена во Святая Святых.
И се ныне Она, с нищенской Своей жертвой затерявшаяся в толпе, слышит от пророка грозное и неутешное слово пророчества о грядущем кресте Ее жизни, об оружии, которое пронзит Ее девственное сердце вместе с гвоздями, разрывающими руки и ноги Ее Сына.
Сегодня велегласно, посреди церкви, предвозвещается Богородичная Голгофа, непостижимое и безмерное терзание материнской любви. Ибо как тогда Пречистая несла Богочеловека на девственных Своих руках поставить Его пред Господом, так и до сих пор на молебных руках Своих, безмолвно и кротко, Она приносит ко Господу всякую душу с материнской жертвенной готовностью, проливая слезы и кровь пречистого сердца Своего и болезнуя о каждом из нас, пока не просветимся светом познания Божия, пока не изобразится в нас Христос, кроткий и смиренный сердцем.
Посему сегодняшний святый день озаряется тайно новым, особым Светом крестной, жертвенной любви в своем непостижимом обнищании и истощании, и тайно является слава новоизбранных людей, слава крестной жертвы, слава Голгофская. День сей исполнен особой, светозарной, таинственной, созерцательной тишины. Ибо кротко безмолвствует Богомладенец на руках Симеона, молчит и Пречистая Мать Его, кротко и послушно принимая слово крестное о Себе и о Нем. И слагает глаголы сии в сердце Своем, то есть в молитвенном безмолвии проникает в глубину их божественного смысла.
И только Симеон, дивный старец, посреди церкви велегласно воспевает свою лебединую песнь, песнь верности и мира, песнь откровения Нового завета Любви Божией. Да прозвучит сие дивное «Ныне отпущаеши», песнь лицезрения Господа, и в нашей душе в тот час, когда на грани этой жизни будет вступать она в мир духовный. Да будет это вступление радостным и вдохновенным Сретением Господа и Пречистой Матери Его, которого в этой жизни жаждет и чает верующая и любящая наша душа.
И сподоби нас, Владыко, сказать в тот последний час с праведным Симеоном и со всеми, возлюбившими пришествие Твое: «Слава Тебе, Господи, что ныне я иду к Тебе и буду вечно, в мире и любви, зреть Лицо Твое – Твой тихий и кроткий взор привлек душу мою, и она скучает по Тебе». Аминь.
≈ Схиигумен Серафим (Барадель — Покровский)