Господь принял Крещение от святого Иоанна Предтечи, но Он крестился не так, как крестимся мы. Внешне это выглядело совершенно так же, но внутреннее содержание было иным. Если мы крестимся во отпущение грехов, то Господь, будучи безгрешен, не нуждался в этом, почему и спрашивает Его Иоанн Креститель: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?». Но Господь ответствовал ему: «Остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду» (Мф.3:14-15). Ибо, крещаясь в воде, Господь освятил Собою всё водное естество. Поэтому в этот день и воспевает Церковь: «Днесь освящается вод естество».
То есть Господнее Крещение – это снисхождение благодати Божией на ту воду, которую мы сейчас с верою принимаем. Но праздник этот называется ещё и Богоявлением. Почему? Потому что в момент Крещения Господня явилась вся Святая Троица, потому что в этот день открылась тайна, сокровенная от веков, от народов.
До этого времени в книгах Ветхого Завета о Святой Троице говорилось очень прикровенно, как бы только в общих чертах и понятиях. Но говорилось. Вот, например, на вечерне читалась паремия о сотворении мира. Уже с первой строки книги Бытия, первой книги Ветхого Завета, говорится о Святой Троице, о том, что Бог един и Троичен в Лицах: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1). По тексту первоисточника, т.е. того текста, который был написан на древнеарамейском языке, произносится это так: «В начале Боги сотворил небо и землю». Сказано: «Боги» – во множественном числе – потому, что речь идёт о трёх Лицах Святой Троицы.
«Сотворил» – Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего – потому что Бог един и троичен в Лицах. Но тогда было только сказано: «В начале Боги сотворил», но что значит – «Боги» и почему «сотворил» – не объяснялось. И только сегодняшний праздник раскрывает эту тайну Святой Троицы. «Боги» – это Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, – но это едино Божество, Троица Единая и Нераздельная.
Праздник этот потому и именуется Богоявлением, что Бог является в Троице: Бог Сын, Господь наш Иисус Христос, принимающий Крещение от Иоанна; глас Бога Отца, свидетельствующий с Небес, что «Сей есть Сын Мой Возлюбленный»; и Дух Святой, сходящий на Сына в виде голубя.
Источник: «Азбука веры»