Чему нас учат пчёлы?
15.05.2019
Святейший Патриарх Кирилл совершил особую «детскую» Литургию
20.05.2019

19.05.19 Неделя о расслабленном

 

По­ста­ра­ем­ся ещё раз уяс­нить ло­ги­ку че­ре­до­ва­ния «недель» (вос­кре­се­ний) Пас­халь­но­го цик­ла. Мы пом­ним, что две сле­ду­ю­щие за Пас­хой неде­ли по­свя­ще­ны со­бы­ти­ям, непо­сред­ствен­но свя­зан­ным с этим ве­ли­чай­шим празд­ни­ком. Со­мне­нию неве­ру­ю­ще­го (то есть невер­но­го) апо­сто­ла Фо­мы про­ти­во­по­став­ле­ны вер­ность и лю­бовь про­стых жен­щин-ми­ро­но­сиц и двух тай­ных уче­ни­ков Иису­са Хри­ста. В этом – глу­бо­кий смысл и на­зи­да­ние.

Сле­ду­ю­щие же три неде­ли (пред­ше­ству­ю­щие празд­ни­ку Воз­не­се­ния Гос­под­ня) слов­но бы воз­вра­ща­ют нас в про­шлое, на­по­ми­ная о трёх со­бы­ти­ях, от­но­ся­щих­ся ещё ко вре­ме­ни об­ще­ствен­но­го слу­же­ния Иису­са Хри­ста, про­те­кав­ше­го меж­ду 27 и 30 го­да­ми I ве­ка. В этих спа­си­тель­ных де­я­ни­ях Он от­крыл Своё Бо­же­ствен­ное до­сто­ин­ство и си­лу. Те­перь, в све­те Вос­кре­се­ния, они вполне уяс­ни­мы как под­го­то­ви­тель­ные к нему сту­пе­ни, – но то­гда, при жиз­ни Спа­си­те­ля, вос­при­ни­ма­лись по-раз­но­му и не смог­ли вра­зу­мить да­же бли­жай­ших уче­ни­ков, ма­ло­душ­но оста­вив­ших сво­е­го Учи­те­ля.

Чет­вер­тую неде­лю по Па­схе Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­свя­ща­ет вос­по­ми­на­нию ис­це­ле­ния Иису­сом Хри­стом од­но­го па­ра­ли­зо­ван­но­го че­ло­ве­ка во вре­мя ев­рей­ско­го празд­ни­ка Пя­ти­де­сят­ни­цы. Ис­це­лив без­на­деж­но боль­но­го че­ло­ве­ка так без­услов­но «про­сто» – при­ка­зав ему встать и хо­дить! – Иисус Хри­стос вновь от­крыл Своё Цар­ское до­сто­ин­ство, по­ка­зав, что Он – во­ис­ти­ну Вла­ды­ка жиз­ни.

Этот важ­ный эпи­зод свя­щен­ной ис­то­рии на­по­ми­на­ет нам так­же о тес­ной свя­зи меж­ду гре­хом и неду­гом, о том, что бо­лезнь те­лес­ная яв­ля­ет­ся ча­сто след­стви­ем ду­хов­ной рас­слаб­лен­но­сти и неве­рия, и о том, что ис­тин­ное ис­це­ле­ние да­ру­ет­ся че­ло­ве­ку Свы­ше. По­че­му в дан­ном слу­чае Хри­стос из мно­же­ства боль­ных вы­брал имен­но это­го че­ло­ве­ка, ока­зав­ше­го­ся яв­но недо­стой­ным та­ко­го да­ра, – мы не зна­ем. (Ведь имен­но всё умно­жа­ю­щи­е­ся об­ви­не­ния в на­ру­ше­нии Мо­и­се­е­ва За­ко­на и, на­ко­нец, в бо­го­хуль­стве, в том, что Иисус «де­ла­ет Се­бя рав­ным Бо­гу», и по­слу­жи­ли в ко­неч­ном ито­ге при­чи­ной вы­не­се­ния Ему смерт­но­го при­го­во­ра.) Воз­мож­но, Он хо­тел дать это­му че­ло­ве­ку шанс осо­знать смысл по­ра­зив­шей его ко­гда-то бо­лез­ни и на­чать но­вую жизнь? «Бо­же­ствен­ная ло­ги­ка» нам, лю­дям, ни­ко­гда не станет до кон­ца оче­вид­ной и «непро­ти­во­ре­чи­вой».

Святитель Игнатий (Брянчанинов)