Великое дело — воспитать в детях благоговейное отношение к Таинству исповеди, которая не сводится к разговору взрослого «дядюшки» с отроком. Главное действующее лицо на исповеди — Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий сердцу кающегося. И ещё — Матерь Божия, Которая всегда рядом со Своим Божественным Сыном. Говорят, что в делах покаяния ничто не совершается без тайной помощи Пресвятой Богородицы, молящей Своего Сына о грешниках. Поставить душу пред лицом Божиим, чтобы дитя уверовало, а значит, осознало, ощутило на себе взор Божий, испытующий, всеведущий.
Часто спрашивают: с какого возраста детям можно исповедоваться? В дореволюционном определении Священного синода был указан возраст — семь лет. Семь лет — число мистическое, число библейское. Возраст особенный в жизни ребёнка. Каким бы маленьким он нам до сих пор ни казался — отныне это человек, пусть в иной степени, чем взрослый, но всё-таки несущий ответственность за свои поступки. Исповедь малышей может и должна быть предваряема исповедальным разговором, который могли бы, конечно же, осуществлять и любящие детей родители и воспитатели. Взрослые должны ненавязчиво и мудро приучать малышей к откровенной исповеди, культивировать в детях (в разумной мере) чувство вины, приучать их к самооценке, к критическому осмыслению своих дел, слов и, в конечном счёте, эмоций, намерений, сокровенных движений сердца.
При подготовке ребёнка к исповеди нельзя недооценивать власть слова, ибо оно вводит сердце малыша в духовное пространство. Слово вносит в душу новые ощущения, новые чувства. Все назидания должны проистекать из мирного родительского сердца, хотя бы оно было и огорчено плохим поведением малыша. Если вами движет раздражительность, лучше в этот момент не трогать ребёнка, а пойти и помолиться за себя и за него. Из доброжелательной беседы со взрослым малыш лучше, чем из книги, поймёт смысл Таинства покаяния, ответственности за совершённый проступок. Использовать лишь отрицательные, горькие примеры и слова — величайшая ошибка! Очень важно уметь радовать ребёнка. Для этого, конечно, требуются и душа, и сердце, и мысль, и собственный опыт покаяния.
Взрослые не должны портить детей, подыгрывая их страстишкам. Нужно говорить о хорошем, добром, вдохновлять их, чтобы они действительно потянулись к свету, а не только чувствовали на себе взор осуждения и ужаса. К примеру, мама может убедить своего ребёнка в необходимости исповедаться вот такими словами: «Ты знаешь, как бывает легко, как светло и просторно на душе, когда, наконец, вынешь эту ужасную занозу, заставляющую кровоточить сердце! А едва лишь только ты открыл грех — Боженька тотчас всё простит. Он ведь всё знает! Поэтому тебе нужно освободиться от этой занозы, которая засела у тебя в сердце. Ты сам от этого мучаешься, и мама мучается. Господь простит и даст новые силы. Я сама вчера исповедовалась! Как было легко на душе!»
Однако есть и обратная сторона этого вопроса: опасность привыкания детей к всесвятейшему Таинству исповеди. Об этом пишет протоиерей Владимир Воробьёв в своей книге о покаянии. Отец Владимир предлагает лишать детей Причастия, как чего-то привычного, не всегда подводить ребёнка к исповеди, особенно если он ничем особенным не согрешил. Причащать же его следует по его внутреннему влечению. Если родители этими советами решили воспользоваться, то с рассуждением. Ведь совет не существует сам по себе, абстрактно. Везде нужны ум и сердце, осмысление факта. Важно, чтобы в сердце ребёнка осталось восприятие исповеди как маленького праздника.
Священник Георгий Пужалов