Дорогие братья и сестры!
Усиливая ваш духовный подвиг во время Великого Поста, к молитвенному правилу желательно прибавить Псалтирь (хотя бы одну кафизму в день).
Псалтирь — одна из самых важных книг Священного Писания Ветхого Завета, чтение которой настраивает человеческое сердце на молитву.
Очень ярко и содержательно о пользе чтения Псалтири говорит святитель Афанасий Великий: «В ней, как в раю, насаждено всё, что по частям содержится в других священных книгах, и всякий читающий ее может найти в ней всё, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? — в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого». Кстати, именно поэтому Псалтирь — это самая употребляемая за богослужением книга.
Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, дается высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает ангелов.
Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть.
Уже в апостольские времена Псалтирь получила широкое применение в христианской Церкви. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением.
Для удобства Псалтирь разделена на 20 частей — кафиизм, каждая из которых делится на три «славы».
Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать ее негромко вслух, по совету святых отцов.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».
Преподобный Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «славах». На первой и второй «славе» обычно поминаются имена о здравии, на третьей «славе» — имена об упокоении.
Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.
Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтири на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать, нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве — вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».
Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.
ЧТЕНИЕ ПСАЛМОВ НА ВСЯКУЮ ПОТРЕБУ ПО ПИСАНИЯМ СВЯТИТЕЛЯ АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО:
• если желаешь утвердиться в надежде на Бога и небоязненности: псалом 90.
• при желании переселиться в дом Божий и вечные Божии селения: псалом 83.
• если просишь щедрот у Бога: псалом 66.
• при затруднительных обстоятельствах жизни, при унынии духом: псалом 101.
• если пленен чуждыми помыслами: псалом 136.
• когда видишь гордыню и умножающуюся злобу многих, видишь, что уже у людей нет ничего святого: псалом 11.
• когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси псалмы: 13, 52.
• если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия: псалом 14.
• видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: псалом 19.
• если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят еретики, но прочти: псалом 35, — и увидишь, что они сами причиной того, что грешат.
• если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: псалом 10.
• при гонении и поношении врагов и множестве восстающих на тебя, псалмы: 3; 24; 26; 41; 139.
• если желаешь укрепиться против нападающего врага: псалом 38.
• видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети, псалмы: 5; 7.Воспевая, псалмы: 12; 25; 34; 42.
• если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: псалом 39.
• если раскаиваешься в соделанном грехе и молишь, о помиловании: псалом 50.
• о благодарении Богу: если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу, псалмы: 28; 104; 106; 134; 145-150.
• желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ и люди неблагодарны, псалмы: 43; 77; 88; 104; 105; 106; 113.
• благодарение Господу, когда он услышал тебя в скорби, псалмы: 4; 74; 114; 45.
• когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: псалом 17; 9.
• видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: псалом 22.
• впав в руки врагов и мудро избежав их, и уклонившись от злоумышлении их: псалом 33. verapravoslavnaya.ru
Просмотров: 190