5.02.19 Духовное завещание о.Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2019
Бог и так знает, что нам нужно, зачем тогда вообще молиться?
06.02.2019

6.02.19 Слово в день памяти блаженной Ксении Петербургской

6 февраля святая Церковь совершает память блаженной Ксении — одной из самых любимых православным народом святых. Она подвизалась подвигом юродства Христа ради в Санкт-Петербурге в XVIII веке. Главное событие в её жизни, как и в жизни всех святых, как в жизни каждого человека — смерть. Задумаемся об этой тайне.


Все началось у блаженной Ксении с внезапной смерти её супруга — придворного певца, полковника Андрея Феодоровича Петрова. Смерть мужа она восприняла буквально как свою собственную смерть. Облачившись в его одежду, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал — умерла его супруга Ксения Григорьевна. Если её называли Ксенией Григорьевной, она не отзывалась. А отзывалась только тогда, когда к ней обращались как к Андрею Феодоровичу. Казалось, она сошла с ума. А ведь и вправду, можно лишиться рассудка, когда умирает родной, близкий нам человек. Более следовало бы удивляться, что этого не происходит с нами. Был этот человек, и нет его. И теперь уже никогда не будет. Что значит без него все остальное? Для чего все заботы, все труды, все, что есть в этом мире?

Почему же апостол говорит, что смерть для него — приобретение? Блаженная Ксения много молилась, и Господь посетил её благодатью в её безутешном горе. Ей открылся смысл жизни и смерти. Самое главное, в чём мы нуждаемся, чтобы и нам этот смысл открылся.

Мы знаем из Евангелия, что пшеничное зерно умирает, не потому что у него есть изъяны, оно умирает, чтобы не остаться одному. Оно умирает, чтобы стать колосом. Оно умирает из-за необходимости роста и преображения. Оно умирает, потому что невозможно для него одновременно быть зерном и колосом, а надо перейти из одного состояния в другое. 

Блаженная Ксения ясно увидела, что нам надлежит умереть, чтобы обрести новую потрясающую жизнь. На самом деле, это не так легко и просто, как может показаться. Предстоя перед этой тайной, Сам Господь трепещет. Но Он трепещет не один, Он трепещет с нами, Он трепещет ради нас. И мы тоже трепещем в Нём. Говоря, что Он с нами и в смерти, и во всей нашей жизни, Он заповедует: «Кто хочет быть Моим учеником, Мне да последует».

Это сравнение с пшеничным зерном условно, потому что человек действует не бессознательно, как зерно, он должен сделать свободный и сознательный выбор там, где открывается бездна смерти. Поистине, смерть это совершенно другое состояние, это разрыв, это вычеркивание себя, лишение себя всего и предельная отдача себя. Чтобы принять путь смерти, надо чтобы с нами был Христос. Но для этого надо, чтобы и мы были со Христом.

Протоиерей Александр Шаргунов