6.02.19 Слово в день памяти блаженной Ксении Петербургской
05.02.2019
МОЖНО ЛИ УХОДИТЬ С ЛИТУРГИИ СРАЗУ ПОСЛЕ МОЛИТВЫ «ОТЧЕ НАШ», ЕСЛИ НЕ ПРИЧАЩАЕШЬСЯ?
09.02.2019

Бог и так знает, что нам нужно, зачем тогда вообще молиться?

Христианин часто возносит просительную молитву. В ней мы выражаем пред Богом наши нужды — как телесные, так, главным образом, и духовные. Наша обязанность возносить такую молитву вполне понятна. Человек имеет слабые силы, недостаточные ни для того, чтобы при помощи только их он мог спастись, ни для того, чтобы при их только содействии мог благополучно вести даже внешнюю, материальную свою жизнь. Только Господь может укрепить наши немощи и даровать нам необходимое и для духовной жизни, и для внешней.

«Кто никогда не приносит Богу прошений, тот мало верует в Его благодать и силу, или совсем не верует», — говорит святитель Филарет (Дроздов).

Правда, Господь знает наши нужды прежде нашего прошения и по Своей беспредельной благости готов удовлетворить их, но по требованию вечного правосудия Он не делает и не сделает этого без желания на то самого человека, а тем более Он не сделает этого против желания его. «Хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может», — говорит епископ Петр (Екатериновский) в своем труде «Указание пути к спасению. Опыт аскетики».

Господь не нарушает свободы самого человека. Если бы Свои благодатные дары Он сообщал человеку без его желания, то они остались бы чуждыми душе человека и не принесли бы ему никакой нравственной пользы. А свое желание получить от Бога помощь в деле устроения своего спасения, или даже желание получить необходимое и для этой земной жизни, человек и выражает в молитве. Молитва, по четкому определению святителя Филарета Московского, есть «простертая рука для принятия благодати Божией, отверстые уста для вкушения пищи небесной».

Как нищий, чтобы принять оказываемую ему помощь, должен протянуть руку, и дитя, чтобы утолить свой голод, открыть уста, так и человек, чтобы воспринять благодатную помощь свыше, должен устремляться к Богу всеми силами и способностями своего духа.

К.Е. Скурат, профессор Московской духовной академии